ГлавнаяРепертуарОперы«Турандот»

«Турандот»

«Турандот»

Джакомо Пуччини
Опера в 3-х действиях, 5-ти картинах

Либретто Джузеппе Адами и Ренато Симони по сюжету пьесы Карла Гоцци «Турандот»

Длительность спектакля с учётом антракта: 2 часа 10 минут

Дирижёр-постановщик – главный дирижёр театра, народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ                                      
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко


Об опере

Оперу «Турандот» – последнюю в своем творчестве – Джакомо Пуччини задумал в ноябре 1919 года. Сюжет основан на пьесе Карло Гоцци, который написал свою «сказку для театра» в 1761 году по мотивам повести азербайджанского писателя XII века Низами.

Работать над «Турандот» Пуччини начал летом 1920 года, заручившись поддержкой либреттистов Джузеппе Адами и Ренато Симони. При этом композитор не ограничился лишь сочинением музыки, но и сам участвовал в разработке либретто. Работа над произведением продолжалась вплоть до смерти Пуччини от рака в 1924 году. Столь длительный срок объясняется тем, что один из авторов был востребованным драматургом и часто отвлекался на собственные проекты.

Пуччини не успел дописать финальный дуэт Турандот и Калафа. На премьере 25 апреля 1926 года дирижер Артуро Тосканини остановил спектакль на последнем такте, который сочинил композитор, повернулся к публике и сообщил, что на этом месте опера обрывается, поскольку маэстро не стало.

Полностью произведение было показано на следующий день – заключительный дуэт и финал написал Франко Альфано на основе черновиков автора. Этот вариант критики признают маловыразительным, и потому свои версии предложили композиторы Лучано Берио (премьера в 2002 году) и Хао Вей (премьера в 2007 году).

«Турандот» – наиболее сложная из всех опер Пуччини, и потому – наименее популярна у режиссеров. Она тяжела в исполнении и трудна для восприятия, а партии двух главных героев рассчитаны на выдающиеся голоса. Ария Калафа Nessun Dorma («Никто не уснет») из последнего акта оперы является одним из стандартов вокального искусства для теноров. Вместе с тем, как пишет музыковед Абрам Гозенпуд, «по пленительности мелодики, яркости и свежести гармоний, блеску оркестра, драматизму, богатству музыкальной драматургии это своеобразная энциклопедия музыкального мастерства».

Исследователи видят в «Турандот» основные музыкальные темы: «ледяную» тему самой принцессы, «героическую» тему Калафа, «комическую» и «циничную» тему министров (их прообразами являются Панталоне, Тарталья и Бригелла – персонажи театра dell'arte), «романтическую» тему Лю, а также тему народа (массовые хоровые сцены). Музыковед Джордж Марек не исключает, что эта «народная тема», не свойственная другим произведениям композитора, могла появиться в «Турандот» под влиянием «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского.

Критики отмечают и некоторые длинноты (в основном в партиях министров Пинга, Панга и Понга), однако уверены, что если бы Пуччини имел возможность закончить и отредактировать свое произведение, оно удовлетворило бы самых изысканных ценителей.

Действующие лица и составы исполнителей

ПРИНЦЕССА ТУРАНДОТ (сопрано)

КИТАЙСКИЙ ИМПЕРАТОР (тенор)

ТИМУР, свергнутый с трона татарский хан (бас)

КАЛАФ, его сын (тенор)

ЛИУ, молодая служанка (сопрано)

ПИНГ, великий советник (баритон)

ПАНГ, великий прорицатель (тенор)

ПОНГ, великий повар (тенор)

МАНДАРИН (баритон)

СЛУЖАНКИ ТУРАНДОТ (сопрано)

ПЕРСИДСКИЙ ПРИНЦ - Николай Решетнёв

При участии хора, оркестра и балета театра

Исполнители в ближайшем спектакле

Действующие лица и состав исполнителей 3 декабря

ПРИНЦЕССА ТУРАНДОТ (сопрано)

КИТАЙСКИЙ ИМПЕРАТОР (тенор)

ТИМУР, свергнутый с трона татарский хан (бас)

КАЛАФ, его сын (тенор)

ЛИУ, молодая служанка (сопрано)

ПИНГ, великий советник (баритон)

  • Василий Добровольский

ПАНГ, великий прорицатель (тенор)

  • Павел Смирнов

ПОНГ, великий повар (тенор)

МАНДАРИН (баритон)

СЛУЖАНКИ ТУРАНДОТ (сопрано)

ПЕРСИДСКИЙ ПРИНЦ - Николай Решетнёв

При участии хора, оркестра и балета театра

Дирижер – Игорь Чернецкий

 

Члены постановочной группы

Зав. оперной труппой театра - заслуженная артистка Украины Наталья Ютеш
Зав. режиссёрской частью – Лариса Калашник
Зав. художественно-постановочной частью – Виктор Янчук

Художник по свету – Вячеслав Ушеренко
Концертмейстеры – Марина МариничНаталья РусинякВероника СтрукЛариса Хороленко
Режиссёры, ведущие спектакль – Наталья Григор, заслуженный работник культуры Украины, Сергей Красных
Начальник машинно-декорационного цеха – Виктор Мелешко
Художники-гримёры – Елена Васильчик, Евгения Галенко
Костюмеры - Оксана Чабаненко, Галина Чебышева


Главный дирижер театра - народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ

Главный режиссёр театра – Оксана Тараненко
Главный хормейстер театра – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко

 

Действие І

Действие происходит в Китае «в легендарные времена»

Мандарин объявляет о том, что любой претендент на руку дочери императора, принцессы Турандот, должен будет отгадать три загадки. Если не будет дан ответ хотя бы на одну из них, жениха ждет казнь. Персидский принц потерпел неудачу и теперь ему отрубят голову на рассвете. Возбужденная толпа жаждет наказания. В суматохе сбивают с ног старика – низверженного слепого татарского хана Тимура. Его молодая рабыня Лю тщетно пытается поднять своего господина. На помощь им приходит молодой человек. Это Калаф ­- единственный сын Тимура, инкогнито приехавший в Пекин. Когда появляется персидский принц, толпа меняет ярость на негодование по поводу его казни. Усмирить подданных выходит сама принцесса Турандот. Калаф поражен её красотой и собирается добиться её руки. Министры Пинг, Панг и Понг пытаются отговорить юношу, а рабыня Лю признаётся ему в любви. Несмотря на это молодой человек бьёт в гонг – он принимает вызов жестокой принцессы.

 

Действие ІІ

Трое министров императорского двора сокрушаются о судьбе Китая, который страдает от прихотей Турандот. Они мечтают поскорее вернуться к тихой жизни.

Старый император пытается отговорить Калафа от участия в состязании. Однако юноша непреклонен.

Турандот объясняет причины своей ненависти к мужчинам: её бабушку Лоу-Линь обесчестили завоеватели. От имени всей династии принцесса должна отплатить сильной половине человечества.

Она загадывает загадки: «Что так сильно манит человека ночью, умирает утром, но вновь ярким видением возвращается следующей ночью?» - «Надежда», отвечает Калаф. «Что пылает подобно пламени, но не пламя? Если гибнет человек - оно остывает, а если человек побежден - то оно пылает, словно солнце?» - «Кровь», говорит Калаф. «Что подобно льду, но от огня замерзает?» - «Турандот», догадывается Калаф после долгих колебаний.

Толпа радуется тому, что он дал правильные ответы, однако Турандот просит императора не отдавать её за чужестранца. Сын Неба не соглашается, но Калаф не хочет брать принцессу силой. Он ставит условие: если до восхода солнца девушка назовет его имя, молодой человек примет казнь. 

Действие ІІІ

Закат у стен императорского дворца. Глашатаи возвещают, что никому не позволяется спать в эту ночь - необходимо узнать имя неизвестного принца. Наказанием для ослушника станет смерть.

Калаф в арии Nessun Dorma («Никто не уснет») выражает уверенность в близкой победе («Секрет мой скрыт во мне // Никто не узнает моё имя!»). Царедворцы Пинг, Панг и Понг обещают юноши любые блага, если он раскроет инкогнито.

Тем временем стража арестовывает Тимура и Лю – людей, которых видели с Калафом. Чтобы избавить своего старого господина от пыток, Лю объявляет, что она единственная знает имя молодого человека. Однако чтобы не выдать его, отважная девушка закалывает себя. Толпа уносит её тело, а Калаф и Турандот остаются одни (на этом месте музыка, написанная Джакомо Пуччини обрывается, далее идет сочинение Франко Альфано).

Поражённая самоотверженностью молодой рабыни, принцесса предлагает Калафу избежать казни. Однако тот, не в силах жить без своей возлюбленной, раскрывает ей своё имя. Вернувшимся подданным Турандот объявляет, что имя юноши – Любовь. Звучит финальный хор, прославляющий жизнь и любовь.

 

Видео