Турандот
Джакомо Пуччини
Опера в 3-х действиях, 5-ти картинах
Либретто Джузеппе Адами и Ренато Симони по сюжету пьесы Карла Гоцци «Турандот»
Продолжительность спектакля с учётом антракта: 2 часа 30 мин.
Режиссерская версия Кристиана фон Гётcа
Об опере
Оперу «Турандот» – последнюю в своем творчестве – Джакомо Пуччини задумал в ноябре 1919 года. Сюжет основан на пьесе Карло Гоцци, который написал свою «сказку для театра» в 1761 году по мотивам повести азербайджанского писателя XII века Низами.
Работать над «Турандот» Пуччини начал летом 1920 года, заручившись поддержкой либреттистов Джузеппе Адами и Ренато Симони. При этом композитор не ограничился лишь сочинением музыки, но и сам участвовал в разработке либретто. Работа над произведением продолжалась вплоть до смерти Пуччини от рака в 1924 году. Столь длительный срок объясняется тем, что один из авторов был востребованным драматургом и часто отвлекался на собственные проекты.
Пуччини не успел дописать финальный дуэт Турандот и Калафа. На премьере 25 апреля 1926 года дирижер Артуро Тосканини остановил спектакль на последнем такте, который сочинил композитор, повернулся к публике и сообщил, что на этом месте опера обрывается, поскольку маэстро не стало.
Полностью произведение было показано на следующий день – заключительный дуэт и финал написал Франко Альфано на основе черновиков автора. Этот вариант критики признают маловыразительным, и потому свои версии предложили композиторы Лучано Берио (премьера в 2002 году) и Хао Вей (премьера в 2007 году).
«Турандот» – наиболее сложная из всех опер Пуччини, и потому – наименее популярна у режиссеров. Она тяжела в исполнении и трудна для восприятия, а партии двух главных героев рассчитаны на выдающиеся голоса. Ария Калафа Nessun Dorma («Никто не уснет») из последнего акта оперы является одним из стандартов вокального искусства для теноров. Вместе с тем, как пишет музыковед Абрам Гозенпуд, «по пленительности мелодики, яркости и свежести гармоний, блеску оркестра, драматизму, богатству музыкальной драматургии это своеобразная энциклопедия музыкального мастерства».
Исследователи видят в «Турандот» основные музыкальные темы: «ледяную» тему самой принцессы, «героическую» тему Калафа, «комическую» и «циничную» тему министров (их прообразами являются Панталоне, Тарталья и Бригелла – персонажи театра dell'arte), «романтическую» тему Лю, а также тему народа (массовые хоровые сцены). Музыковед Джордж Марек не исключает, что эта «народная тема», не свойственная другим произведениям композитора, могла появиться в «Турандот» под влиянием «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского.
Критики отмечают и некоторые длинноты (в основном в партиях министров Пинга, Панга и Понга), однако уверены, что если бы Пуччини имел возможность закончить и отредактировать свое произведение, оно удовлетворило бы самых изысканных ценителей.
Действующие лица и исполнители
- ПРИНЦЕССА ТУРАНДОТ (сопрано) - заслуженная артистка Украины Татьяна Захарчук, Наталия Павленко
- КИТАЙСКИЙ ИМПЕРАТОР (тенор) - народный артист Украины Анатолий Капустин, Сергей Красных, Андрей Перфилов
- ТИМУР, свергнутый с трона татарский хан (бас) - народный артист Украины Василий Навротский, Сергей Узун, Виктор Шевченко, заслуженный артист Украины Дмитрий Павлюк
- КАЛАФ, его сын (тенор) - Николай Суббота, Александр Шульц, Олег Злакоман
- ЛИУ, молодая служанка (сопрано) - народная артистка Украины Лариса Зуенко, заслуженная артистка Украины Наталия Шевченко, Анастасия Голубь, Алина Другак, Юлия Терещук
- ПИНГ, великий советник (баритон) - Василий Добровольский, Владимир Муращенко, Богдан Панченко
- ПАНГ, великий прорицатель (тенор) - Сергей Красных, Валерий Регрут, Павел Смирнов
- ПОНГ, великий повар (тенор) - Олег Злакоман, Андрей Перфилов, Александр Прокопович
- МАНДАРИН (баритон) - Алексей Грузин, Юрий Дудар, Иван Фляк
- СЛУЖАНКИ ТУРАНДОТ (сопрано) - Анастасия Голубь, Юлия Терещук, Ирина Репетий, Екатерина Цымбалюк, Таисия Шафранская, Наталья Каданцева
- ПЕРСИДСКИЙ ПРИНЦ - Николай Решетнёв
- ПУ-ТИН-ПАО, палач - Анастасия Палий, Лилия Иванова
- ЛОУ-ЛИНЬ, предшественница Турандот - Елена Ярчук, Анастасия Палий
При участии хора, оркестра и балета театра
Исполнители в ближайшем спектакле
Состав исполнителей 16 ноября 2019 года:
- ПРИНЦЕССА ТУРАНДОТ (сопрано) - Наталья Павленко
- КИТАЙСКИЙ ИМПЕРАТОР (тенор) - Сергей Красных
- ТИМУР, свергнутый с трона татарский хан (бас) - народный артист Украины Василий Навротский
- КАЛАФ, его сын (тенор) - Виталий Лисковецкий (впервые в партии)
- ЛИУ, молодая служанка (сопрано) - Юлия Терещук
- ПИНГ, великий советник (баритон) - Богдан Панченко
- ПАНГ, великий прорицатель (тенор) - Павел Смирнов
- ПОНГ, великий повар (тенор) - Андрей Перфилов
- МАНДАРИН (баритон) - Юрий Дудар
- СЛУЖАНКИ ТУРАНДОТ (сопрано) - Ирина Репетий, Наталья Каданцева
- ПЕРСИДСКИЙ ПРИНЦ - Николай Решетнёв
- При участии хора, оркестра и балета театра
ДИРИЖЁР – главный дирижёр театра Вячеслав Чернухо-Волич
Члены постановочной группы
Дирижер-постановщик - Александру Самоилэ
Режиссер-постановщик Кристиан фон Гётс
Художник-постановщик - Лена Брексендорфф
Хореография -Верена Хирхольцер
Видео дизайн - Кристиан фон Гетс, Алексей Ботвинов
Видео инсталяции - Тарас Коровяковский, Роман Топилов
Свет - Кристиан фон Гетс, Вячеслав Ушеренко
Главный хормейстер - заслуженный деятель искусств Украины леонид Бутенко
Концертмейстеры - Наталия Безуглая, Марина Маринич, Валентин Платов, Татьяна Семенова, Вероника Струк, Лариса Хороленко
Режиссеры, ведущие спектакль - заслуженный работник культуры Украины Наталия Григор, Сергей Красных
Автор идеи и проюсер - Аексей Ботвинов
Видео
- Об опере
- Действующие лица и исполнители
- Исполнители в ближайшем спектакле
- Члены постановочной группы
- Фотографии спектакля 26.03.2011. (реж. К фон Гётца)