ГлавнаяРепертуарОперы«Служанка госпожа»

«Служанка госпожа»

«Служанка госпожа»

МАЛАЯ СЦЕНА «БЕЛЬЭТАЖ»

Джованни Баттиста Перголези
Опера-буффа в одном действии

Длительность спектакля: 1 час

Дирижёр-постановщикВалерий Регрут
Режиссёр-постановщик и автор сценографической идеиОксана Тараненко
Художник по костюмам – Сергей Васильев 

Исполняется на русском языке
 


Члени постановочной группы

Зав. оперной труппой театра - заслуженная артистка Украины Наталья Ютеш
Зав. режиссёрской частью – Лариса Калашник
Зав. художественно-постановочной частью – Виктор Янчук

Художник по свету – Вячеслав Ушеренко
Концертмейстеры – Марина МариничНаталья РусинякВероника СтрукЛариса Хороленко
Режиссёры, ведущие спектакль – Наталья Григор, заслуженный работник культуры Украины, Сергей Красных
Начальник машинно-декорационного цеха – Виктор Мелешко
Художники-гримёры – Елена Васильчик, Евгения Галенко
Костюмеры - Оксана Чабаненко, Галина Чебышева


Главный дирижер театра - народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ

Главный режиссёр театра – Оксана Тараненко
Главный хормейстер театра – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко

Об опере

Премьера оперы в Одесском Национальном академическом театре оперы и балета прошла 19 апреля 2013 года


В начале XVIII в. на театральных сценах Европы господствовал жанр оперы-seria – «серьезной оперы». В основе либретто этих произведений лежал запутанный мифологический или сказочный сюжет, события которого передавались речитативами. Свои эмоции персонажи выражали через типичные виртуозные арии. Они с течением времени вытеснили из опер речитативы, и этим свели на нет всю драматургию.

Певцы-кастраты в таких ариях демонстрировали возможности своего голоса, умение импровизировать, а это привело к тому, что опера стала больше похожа на «концерт в костюмах». Опера-seria стала скучной. И, чтобы развеселить публику, между актами начали вводить короткие комические интермедии. Секретом их успеха был развлекательный сюжет, реалистические характеры главных персонажей и мелодии арий, близкие к народным песням.

В качестве такой интермедии к опере того же Перголези «Гордый пленник» создавалась и «Служанка-госпожа». Премьера состоялась в театре Сан Бартоломео 28 августа 1733 года. «Гордый пленник» провалился, а вот интермедия имела огромный успех. Вскоре «Служанку-госпожу» начали исполнять отдельно как одноактную комедию, и именно её считают первой оперой, написанной в жанре buffa («комической оперы»). Настоящую популярность «Служанка-госпожа» получила после того, как странствующие музыканты представили её в 1952 году в Париже.

Именно эта опера положила начало так называемой «войне буффонов» – музыкально-эстетической полемике по вопросам оперного искусства. Она развернулась на страницах газет между сторонниками старой оперной школы и представителями прогрессивной французской интеллигенции. В число последних входили, в частности, энциклопедисты Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Фридрих Мельхиор Гримм. Они усмотрели в «Служанке-госпоже» выражение своих оперных идеалов – правдивости действия, конфликтов, демократизации музыкального языка. Результатом этой войны стало создание жанра французской комической оперы, близкого по стилю к интермедий Перголези.

Краткое содержание

Картина первая

В доме богача Уберто – беспорядок и неразбериха. Слуга Веспоне – лентяй и сибарит, а служанка Серпина так хочет женить на себе хозяина, что думает только о свадьбе.

Поэтому Уберто уже с самого утра нужно приложить немало усилий, чтобы получить костюм и завтрак. Но слабовольному хозяину даже этого не удается: Серпина уже чувствует себя хозяйкой дома и делает только то, что считает нужным.

Девушка нравится Уберто, но её поведение его раздражает. Уберто не знает, что с ней делать и просит Веспоне найти ему жену наперекор служанке. Умная женщина быстро реагирует на ситуацию и решает любым способом влюбить в себя хозяина.

Картина вторая

Серпина применяет весь арсенал женских хитростей, чтобы достичь своей цели. Собрав вещи, она сообщает Уберто, что идёт к жениху (которого на самом деле не существует). Одинокий растерянный человек искренне страдает. Серпина же продолжает свою игру по принципу «что дороже досталось – то больше ценится».

Она уговаривает Веспоне сыграть роль её жениха – грозного военного, который требует за Серпину огромного приданого или смерти Уберто. Немой слуга великолепно справляется со своей задачей. Хозяин, напуганный тем, что несчастной женщине достанется такой человек, да к тому же придётся выложить немаленькую сумму, решает сам жениться на своей симпатичной служанке.
 

Исполнители в ближайшем спектакле

Состав исполнителей 13 июня

УБЕРТО – Виктор Шевченко 
СЕРПИНА – Надежда Сычук
ВЕСПОНЕ – Владимир Муращенко

Дирижер - Валерий Регрут

О композиторе Джованни Перголези

(1710 - 1736)

Итальянский композитор Джованни Перголези прожил короткую жизнь, но за свой пятилетний творческий путь, начавшийся в неаполитанской консерватории – приюте для детей-сирот, написал большое количество произведений разных жанров. Это порядка десяти опер-seria и опер-buffa, среди них «Олимпиада», «Гордый пленник», «Адриан в Сирии», «Фламинио», «Служанка-госпожа», духовная драма «Святой Вильгельм Аквитанский», музыка к комедии «Влюблённый брат», «Маэстро музыки», «Наказанный ревнивец», а также оратории, мессы, кантаты, духовные произведения Маgnificat и Stabat Mater, более 30-ти трио-сонат, оперные симфонии и увертюры.

Творческое наследие Джованни Перголези заняло достойное место в мировой музыкальной культуре. Ведущий музыковед Тамара Ливанова написала о композиторе: «Молодой современник Баха и Генделя, умерший значительно раньше их обоих, он принадлежал по своей индивидуальностью к другому поколению художников ... Он свободен от старых уз настолько, насколько только может быть свободным художник, он всецело принадлежит новой эпохе».

Видео