ГлавнаяРепертуарОперы«Паяцы» (не в сезоне 2015-2016)

«Паяцы» (не в сезоне 2015-2016)

«Паяцы» (не в сезоне 2015-2016)

Руджеро Леонкавалло
Опера в 2-х действиях с прологом
Либретто Руджеро Леонкавалло

Длительность спектакля с учётом антракта: 1 час 40 минут

Дирижёр-постановщикОксана Лынив
Режиссёр-постановщик – заслуженный артист Украины Сергей Зуенко
Художник-постановщик – заслуженный художник Украины Наталия Бевзенко-Зинкина
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко
Режиссёры, ведущие спектакль – заслуженный работник культуры Украины Наталия Григор, Сергей Красных


Члены постановочной группы

Зав. оперной труппой театра - заслуженная артистка Украины Наталья Ютеш
Зав. режиссёрской частью – Лариса Калашник
Зав. художественно-постановочной частью – Виктор Янчук

Художник по свету – Вячеслав Ушеренко
Концертмейстеры – Марина МариничНаталья РусинякВероника СтрукЛариса Хороленко
Режиссёры, ведущие спектакль – Наталья Григор, заслуженный работник культуры Украины, Сергей Красных
Начальник машинно-декорационного цеха – Виктор Мелешко
Художники-гримёры – Елена Васильчик, Евгения Галенко
Костюмеры - Оксана Чабаненко, Галина Чебышева



Главный дирижер театра - народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ
Главный режиссёр театра – Оксана Тараненко
Главный хормейстер театра – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко

 

Об опере

Премьера «Паяцев» (I Pagliacci) состоялась 21 мая 1892 года в Миланском оперном театре. Успех был оглушительным.

Текст либретто принадлежит Леонкавалло: «Я считаю невозможным сочинять музыку на чужие слова и просто не понимаю, как может быть создано истинно художественное таким образом».

В основе сюжета оперы – случай из судебной практики отца Леонкавалло, с детства глубоко запавший в душу будущего композитора: однажды в суде рассматривалось дело об убийстве – артист бродячей труппы, охваченный ревностью, убил на сцене, во время представления, свою жену.

«Музыкальная драма должна художественно отображать только жизненную правду»", – считал Руджеро Леонкавалло.

Действие оперы увлекает слушателя своей динамичностью и лаконизмом: драма жизни и смерти героев разыграна в течение дня. Композитор и драматург, Леонкавалло находит единственную в своем роде форму: показывает как бы "спектакль в спектакле". На подмостках балаганный театр разыгрывает свою сценку, которая становится частью драмы и предшествует трагическому конфликту героев оперы.
 

Пролог

Время действия: праздник Успения Пресвятой Девы Марии (15 августа), конец 1860-х годов.
Место действия: на перекрестке дорог неподалеку от Монтальто, деревни в Южной Италии.

«Паяцы» начинаются с оркестрового вступления к прологу. В нем звучат все темы, которые впоследствии получают развитие в партитуре — темы любви и ревности.

В середине оркестрового вступления на авансцену перед закрытым занавесом выходит артист и обращается непосредственно к слушателям. Он сообщает о том, как была написана эта опера — она вылилась из самого сердца композитора («Автор стремился изобразить саму жизнь... и вдохновлялся правдой»). Затем он говорит, что актеры наделены чувствами и страстями, как и все люди. Эти чувства и страсти — главная тема оперы.

Действие I

В маленькой деревне на юге Италии (в Калабрии) толпа людей приветствует труппу странствующих актеров громкими криками («Son qua! Ritornano» – «Вон там! Идут уже!»). Хозяин труппы приглашает всех на представление, которое состоится вечером. Когда Тонио, клоун из труппы, пытается помочь Недде, примадонне, слезть с повозки, Канио, хозяин труппы, отстраняет его, так как Недда - его жена, и он не терпит никаких знаков внимания к ней. Он ревнует ее к Тонио. Несдобровать тому, кто посягнет на его жену и влюбится в нее по-настоящему, а не по сюжету пьесы, которую они теперь представляют публике. После этого он отправляется с друзьями в таверну.

Слышен звон колоколов (праздник Успения), крестьяне поют «Колокольный хор» (Bell Chorus).
Недда остается одна. Она огорчена поведением мужа. Но красота природы, ясное небо отвлекают ее. Она поет песню счастья – «Ballatella» («Stridono lassu» – «В лазурной вышине»). С окончанием арии Недды появляется Тонио. Он пытается объясниться в любви Недде («So ben che difforme» – «О да, я ведь знаю»), но красавица лишь насмехается над уродливым клоуном, а затем, когда он продолжает проявлять настойчивость, охлаждает его пыл ударом хлыста. Тонио уходит, клянясь жестоко отомстить за это оскорбление.

У Недды в этой деревне есть любовник по имени Сильвио. Звучит любовный дуэт: («Е allor perche, di' tu m'hai stregato» – «О, для чего тобой я околдован?»). В конце дуэта Недда и Сильвио договариваются встретиться ночью после представления.

К несчастью, Тонио и Канио появляются в тот момент, когда любовники произносят последние слова, и Канио их слышит. Сильвио успевает скрыться неузнанным. В страшном гневе Канио бежит за ним, пытаясь догнать, но тщетно. Возвратившись, он требует от Недды, чтобы она назвала имя своего любовника. Она наотрез отказывается, и тогда Канио в бешенстве выхватывает нож. Жизнь Недды спасает Беппо, актер труппы, - он вырывает нож из руки Канио и напоминает ему и другим актерам, что уже пора готовиться к представлению. Все расходятся. Канио остается один.

Пришло время для знаменитой арии Канио («Recitar!.. mentre preso dal delirio — «Играть, когда точно в бреду я»). Страдая, он входит в театр, – представление должно состояться.

Действие II

Звучит оркестровое интермеццо. Оно напоминает нам об основной теме оперы: реальная жизнь очень похожа на ту, что предстает на сцене.

Второе действие оперы начинается со спектакля в спектакле – он дается на импровизированных подмостках, наскоро сколоченных прямо у дороги. Собираются местные жители.

Коломбина (ее играет Недда) слушает серенаду, которую за сценой поет ей Арлекин, ее любовник (роль которого исполняет Беппо) («О Colombina, il tenero fido Arlecchin» – «О Коломбина, верный, нежный Арлекин»). Вскоре приходит Таддео, клоун, роль которого исполняет Тонио, чтобы объясниться ей в любви — точь-в-точь, как он (Тонио) делал это в жизни (днем). Но и в комедии он отвергнут. В окно влезает Арлекин. Он тут же вытаскивает из комнаты воздыхателя Коломбины. На сей раз тот благословляет влюбленных, и Арлекин доверяет Таддео охрану двери на то время, которое он проведет наедине с Коломбиной. Вслед за тем Коломбина и Арлекин за ужином поют очаровательный дуэт («Взгляни, мой милый»). Вдруг вбегает испуганный Таддео и прерывает их – вернулся муж Коломбины, Паяц (Канио)! Арлекин мгновенно исчезает через окно. Но Паяц появился как раз в тот момент, когда они договаривались о встрече. Он успел услышать их разговор. Это в точности то, что случилось днем – буквально те же слова, что говорила Недда своему реальному любовнику Сильвио. Канио огромным усилием воли пытается играть свою роль Паяца в пьесе, но это совпадение для него невыносимо.

Неожиданно он срывает с себя свой театральный костюм и кричит: «No, Pagliaccio non son!» - «Нет! Я не Паяц!». Он вспоминает прошедшие времена своей любви к Недде, требует от нее назвать имя ее подлинного любовника. Толпа зрителей бурно аплодирует столь правдивой игре. Недда делает последние попытки спасти представление – она произносит слова, которые должна говорить по своей роли, то есть отказывается назвать своего (Коломбины) любовника (Арлекина). Канио в ярости теряет рассудок. Он выхватывает свой нож, и прежде чем кто-либо успевает вмешаться, вонзает его в спину Недды. Умирая, она призывает на помощь Сильвио. Он выбегает из толпы зрителей, но взбешенный, ослепленный ревностью Канио убивает и его. Осознав, что теперь он убийца двоих, Канио поворачивается к публике. Нож падает из его рук, и он медленно произносит: «La commedia e finita» - «Комедия окончена».

Мелодией «Смейся, Паяц», звучащей в оркестре, завершается опера.

Действующие лица и составы исполнителей

Пролог (баритон) - народный артист Украины Владимир Тарасов, Александр Стрюк
Недда (в комедии Коломбина) (сопрано) - народная артистка Украины Вера Ревенко, заслуженная артистка Украины Наталья Ютеш, Анна Литвинова, Инга Мартынова
Канио (в комедии Паяц) (тенор) - народный артист Украины Анатолий Капустин, заслуженный артист Украины Валерий Бендеров, Николай Суббота
Тонио (в комедии Таддео) (баритон) - народный артист Украины Василий Навротский, народный артист Украины Владимир Тарасов, Владимир Муращенко, Дмитрий Павлюк
Пеппе (в комедии Арлекин) (тенор) - Владислав Горай, Олег Злакоман, Сергей Красных, Дмитрий Михеев
Сильвио, крестьянин (баритон) - заслуженный артист Украины Павел Ермоленко, Александр Стрюк, Иван Фляк
   

Исполнители в ближайшем спектакле

Состав исполнителей в ближайшем спектакле будет опубликован позже

Пролог -
Недда (в комедии Коломбина) - 
Канио (в комедии Паяц) - 

Дирижёр

Руджеро Леонкавалло

Ruggero Leoncavallo
1857 - 1919

"...Мой отец был президентом Трибунала, моя мать была дочерью известного неаполитанского художника. Заниматься музыкой я начал в Неаполе, в 8 лет поступил в консерваторию, в 16 лет получил диплом маэстро, моим профессором по композиции был Сэррао, по фортепиано - Чези. На выпускных экзаменах исполняли мою кантату. Затем я поступил в Болонский университет на филологический факультет, чтобы пополнить свои знания. Я учился у итальянского поэта Джозуэ Кароуччи и в 20 лет получил диплом доктора литературы. Затем я поехал в артистическое турне в Египет к своему дяде, который служил при дворе музыкантом. Внезапная война и оккупация Египта англичанами спутала все мои планы. Без гроша в кармане, переодевшись в арабское платье, я еле-еле выбрался из Египта и попал в Марсель, где начались мои скитания. Я давал уроки музыки, выступал в кафе-шантанах, писал песенки для субреток в мюзик-холлах", – так писал о себе Р. Леонкавалло.

Имя Руджеро Леонкавалло вошло в историю итальянского музыкального театра как имя создателя оперного шедевра "Паяцы" и талантливого представителя нового художественного направления – веризма. В конце XIX века веризм окончательно утвердился в итальянской опере. Художники-реалисты находили в обыденном прекрасное и возвышенное. Пролог к опере "Паяцы" был провозглашен Манифестом веризма.

После "Паяцев" композитор создал еще девятнадцать опер, но только "Паяцы" до сих пор продолжают с успехом идти на оперных сценах всего мира.

Видео