ГлавнаяРепертуарОперы«Гений и злодейство» Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков"Не называйте меня великим. Я пишу Вам, не для печати... Был только один Глинка. Если Вы назовете меня глинкианцем, я поблагодарю вас – это высший титул. А какой памятник может быть выше того, который воздвиг Глинка? Он не рукотворный, поэтому прошу Вас, не называйте меня великим, если уж Вам так нужно – не лишенным таланта, лучше просто – Римский-Корсаков. Те, кто меня не знает, не поверят, что я великий, тем, которые знают, – это, возможно, понравится". Н.А. Римский-Корсаков

"Я родился в городе Тихвине 6 марта 1844 года... Дом наш стоял почти на краю города, на берегу Тихвинки, на другой стороне которой, против нас находился тихвинский мужской монастырь", – так начинает свое жизнеописание в "Летописи моей музыкальной жизни" Николай Андреевич Римский-Корсаков.  

Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем губернатором на Волыни, мать, Софья Васильевна – дочь крепостной крестьянки и богатого орловского помещика Скарятина.

Музыкальные способности мальчика проявились с раннего детства, но серьезно обучаться музыке в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в исполнении матери и дяди, а также пение в Тихвинском мужском монастыре.

Ника (так в то время звали его дома) увлекается астрономией и мечтает стать великим мореходом, как его брат и дядя. В 1856 году двенадцатилетнего Римского-Корсакова определяют в Морской корпус в Петербурге.

Здесь он впервые посещает оперный театр. Несколько раз мальчик слушал оперу "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") Глинки. Она произвела на него потрясающее впечатление. В день, когда он собирался вторично пойти на спектакль, он писал родным: "Я сегодня совершенно счастлив". Опера "Руслан и Людмила" привела его "в неописуемое восхищение".  

В Петербурге у мальчика появляется и первый настоящий учитель – пианист Ф.А. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку. И, поощряемый учителем, Римский-Корсаков сочинил ряд небольших пьес.

Ф. А. Канилле, прекрасно понимавший талантливость своего ученика, привел его к М. А. Балакиреву. Вокруг М. Балакирева, группировались молодые композиторы – М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю музыки под названием "Могучая кучка").

Ни один из участников кружка не имел специальной музыкальной подготовки. У Балакирева был свой метод подготовки к творческой деятельности. Его задачей было задать тему и дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, решались все сложности сочинения. Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии.

В конце 1861 года Римский-Корсаков начал свое первое крупное сочинение – Первую симфонию. К концу весны он успел написать три части. Сочинение шло параллельно с экзаменами в Морском корпусе. В апреле того же года Николай Римский-Корсаков, с отличием закончив учёбу, был направлен гардемарином в кругосветное плавание на военном учебном клипере "Алмаз".  

К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Его композиторским дебютом явилось исполнение Первой симфонии в концерте Бесплатной музыкальной школы, состоявшееся под управлением Балакирева в конце 1865 года. Композитор посвятил свой труд Ф. А. Канилле: благодарный ученик – учителю.

Осенью 1871 г. в Петербургскую консерваторию на должность руководителя класса практического сочинения, инструментовки и оркестрового класса был приглашен новый профессор. 28-летний Николай Андреевич Римский-Корсаков был известен как автор: "Увертюры на три русские темы" и "Сербской фантазии", симфонической картины "Эпизод из новгородской былины о Садко", симфонии-сюиты на сюжет восточной сказки "Антар". Кроме этого было написано немало романсов и почти окончена опера "Псковитянка".  

Николай Римский-Корсаков. Художник В. Серов

Создававший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!..

"Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно", – вспоминал Римский-Корсаков.

Он много занимался и, уча других, учился сам, стараясь заполнить пробелы в своих теоретических знаниях и стать по-настоящему профессионально образованным музыкантом. "Поступив в консерваторию профессором", он "вскоре стал одним из лучших ее учеников".  

Новая работа захватила Римского-Корсакова, и он навсегда попрощался с карьерой морского офицера.

Премьера "Псковитянки" состоялась в 1873 году в Мариинском театре. Завершение "Псковитянки" совпало со счастливым событием в личной жизни Римского-Корсакова – его женитьбой на Надежде Николаевне Пургольд. Прекрасная пианистка, она была деятельной участницей музыкальных вечеров балакиревского кружка. "Наш милый оркестр", – называл ее Мусоргский. 

В последующее десятилетие деятельность Римского-Корсакова полностью посвящена музыке: он преподает в консерватории, занимается усовершенствованием собственной композиторской техники (пишет каноны, фуги), занимает должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства (1873-84 гг.) и выступает как дирижёр, заменяет Балакирева на посту директора Бесплатной музыкальной школы; готовит к изданию (совместно с Балакиревым и Лядовым) партитуры обеих опер Глинки, записывает и гармонизует народные песни (первый сборник вышел в 1876 г., второй - в 1882 г.).

В 79 его романсах представлена поэзия А. Пушкина, М. Лермонтова, А. К. Толстого, Л. Мея, А. Фета, Дж. Байрона и Г. Гейне.

Только в конце 80-х годов он вновь обращается к опере. В 1890 году появляется "Млада", в 1895-м – "Ночь перед рождеством". В 1896-м закончен "Садко", создававшийся на протяжении трех лет, в 1897 – "Моцарт и Сальери". В следующем году он возвращается к своему первому оперному опыту – "Псковитянке" и пишет пролог к ней – одноактную "Веру Шелогу". В 1899 году закончена "Царская невеста", следующие два года посвящены "Сказке о царе Салтане", вслед за которой появляются "Сервилия", "Кащей бессмертный" (1902), "Пан воевода" (1903), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1904), "Золотой петушок" (1908). В это же время написаны три кантаты: "Свитезянка", "Песнь о вещем Олеге", "Из Гомера".  

Запомнился 1905 год. "...Наступило 9 января, и политическое брожение охватило весь Петербург, – записывает он в "Летописи". – Отозвалась и консерватория, заволновались учащиеся. Начались сходки. Я выбран был в число членов комитета для улаженья отношений с волновавшимися учениками... В результате всего оказалось: закрытие консерватории, удаление из нее более сотни учеников, уход Бернгарда (директор консерватории) и увольнение меня главной дирекцией, без ведома художественного совета, из числа профессоров консерватории".  

Изгнанный из консерватории, композитор посвятил себя работе над учебником оркестровки, готовил к изданию партитуру "Сказания о невидимом граде Китеже". Осенью Консерватория получила автономию, первым избранным, а не назначенным директором стал Глазунов, Римского-Корсакова художественный совет пригласил вернуться.  

Николай Андреевич был талантливым педагогом. За 37 лет педагогической работы в консерватории у него училось более 200 дирижёров, музыковедов, композиторов: А. Глазунов, М. Гнесин, А. Лядов, А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, И. Стравинский, Н. Черепнин, А. Гречанинов, Н. Мясковский, С. Прокофьев, Н. Лысенко и др.

Римский-Корсаков оставил нам музыкально-литературные работы, которые сохранили до настоящего времени познавательное и музыкальное значение: книгу воспоминаний "Летопись моей музыкальной жизни", ряд статей. Учебник "Основы оркестровки" является одним из лучших пособий в этой области, а его учебником по гармонии учащиеся пользуются и в наше время. 

В 1906 году композитора избирают почетным членом Королевской музыкальной академии в Стокгольме, в 1907-м – членом-корреспондентом Парижской академии наук. Он едет в Париж, где дирижирует Русскими историческими концертами, организованными Дягилевым. Концерты стали подлинным триумфом Римского-Корсакова и русского искусства. В том же году в Париже издается его учебник гармонии.

По возвращении композитор все силы отдает опере "Золотой петушок": он держит корректуры издания, ведет длительные переговоры с цензорами, запрещающими постановку оперы.  

На лето семья выезжает из города. В усадьбе Любенск Лужского уезда Римский-Корсаков скончался в ночь с 7 на 8 июня 1908 года.

В 1937 году прах Римского-Корсакова был перезахоронен в Некрополе Александро-Невской лавры рядом с могилами Глинки, Мусоргского, Балакирева, Бородина, Чайковского.


Видео

    Декабрь, 2016

    ПнВтСрЧтПтСбВс
       12345678910111213141516171819202122232425262728293031