ГлавнаяРепертуарОперы«Бал-маскарад»Джузеппе Фортунино Франческо Верди

Джузеппе Фортунино Франческо Верди

(Giuseppe Fortunino Francesco Verdi) (1813-1901)

Поют на маскированном балу
Сердца красавиц, склонные к измене.
А преданный сердцам певучий гений
Подслушивает их, таясь в углу.

О, сквозь столетья розовую мглу,
Впитав исполненную наслаждений
Песнь их сердец, пред нами будит тени
Мелодий, превратившихся в золу…

Пусть эта песнь в огне своем истлела!
Ренато, Риголетто и Отелло,
Эрнани, Амонасро и Фальстаф,

Перепылав, все растворилось в тверди,
Взнесённые в нее крылами Верди,
Нас и золою греть не перестав.

И. Северянин

Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 г. в деревне Ронколе в провинции Парма. Отец держал винный погребок и бакалейную лавку. Однако сын бакалейщика вовсе не стремился продолжить дело отца, – юного Джузеппе очаровывала музыка. Родители не могли дать одарённому мальчику подходящего образования, но в дело вмешался случай в лице богатого купца и меломана Антонио Барецци. Он заметил талант Джузеппе, который в свои 12 лет выполнял обязанности церковного органиста, и забрал его в городок Буссето, чтобы мальчик смог продолжить музыкальное образование.

В 15 лет Верди начал выступать как органист, дирижёр и пианист, нередко в дуэте с дочерью Барецци Маргеритой, которая восемь лет спустя стала его женой.

В июне 1832 года 18-летний Джузеппе, получив небольшую стипендию от благотворительного общества Буссето и денежную помощь от Барецци, отправился в Милан, чтобы поступить в консерваторию. Но Верди не приняли в Миланскую консерваторию!

Благодаря щедрости своего покровителя Верди смог обучаться музыке у известного маэстро Винченцо Лавинье, которому он обязан всеми своими знаниями теории и композиции.

В 1839 году театр Ла Скала поставил его первую оперу «Оберто, граф Сан-Бонифачо». Опера прошла с успехом.

Следующее произведение Верди, заказанная театром Ла Скала комическая опера «Король на час», – провалилась. Именно в год своего провала Джузеппе Верди пережил личную трагедию – умерла его любимая жена и маленькие дети. «Я был один! Один!.. – писал Верди. – И среди этих ужасных мук я должен был закончить комическую оперу». Он не хотел больше писать музыку и просил импресарио Ла Скала Мерелли расторгнуть с ним контракт.

Но работа спасла Верди. Мерелли уговорил молодого композитора не отчаиваться и дал ему либретто для новой оперы – «Набукко». «Это была та опера, с которой и началась моя жизнь как художника», – вспоминал Верди.

После успеха «Набукко» двадцатидевятилетний Верди оказался в первых рядах оперных композиторов. Он работал без устали: премьера следовала за премьерой. Позднее Верди назовёт этот период своей жизни каторгой.

В течение семи лет (1842 - 1849) Верди создал тринадцать опер, которые шли с неизменным успехом. Для этого периода характерен его интерес к историко-героической тематике, к исключительным личностям и страстям. Верди сам режиссировал свои оперы при постановке их на сцене, он первый заговорил о необходимости оперной режиссуры.

Произведения, которыми Верди в возрасте сорока лет стяжал мировую славу, были написаны в 1850-60-е годы. Именно в это время он создает постоянно исполняемые и сегодня оперы – «Риголетто» (1851), «Травиата» (1853), «Трубадур» (1853), «Сицилийская вечерня» (1855), «Симон Бокканегра» (1857), «Бал-маскарад» (1859).

В течение следующих пятнадцати лет композитор, по существу, молчал. Вместе со второй женой Джузеппиной Стреппони Верди удалился к себе в поместье и занимался в основном совершенствованием своих уже знаменитых опер.

С 70-х годов начался последний период творчества Верди, подаривший миру такие шедевры, как «Аида» (1871) и «Отелло» (1887). Композитор достигает небывалых высот в области музыкальных средств выражения психологии и чувств героев. «Гениальный старец Верди в «Аиде» и «Отелло» открывает для итальянских музыкантов новые пути», – писал в 1888 году Петр Ильич Чайковский.
Последняя, двадцать шестая, опера «Фальстаф» (1893) стала триумфом 80-летнего Верди.

Джузеппе Верди скончался 27 января 1901 года на 88-м году жизни. В Италии был объявлен национальный траур.

Сын деревенского бакалейщика, которого не приняли в Миланскую консерваторию, вознёсся до вершин музыкального Олимпа. Нет в мире музыкального театра, в котором не ставились бы оперы Джузеппе Верди. Это имя стало символом итальянской оперы.


Видео

    Декабрь, 2016

    ПнВтСрЧтПтСбВс
       12345678910111213141516171819202122232425262728293031