ГлавнаяРепертуарКонцерты«Messa da Requiem»

«Messa da Requiem»

«Messa da Requiem»

Джузеппе Верди
Messa da Requiem (Реквием)

Дирижер-постановщик – народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко 


Члены постановочной группы

Зав. оперной труппой театра - заслуженная артистка Украины Наталья Ютеш
Зав. режиссёрской частью – Лариса Калашник
Зав. художественно-постановочной частью – Виктор Янчук

Художник по свету – Вячеслав Ушеренко
Концертмейстеры – Марина МариничНаталья РусинякВероника СтрукЛариса Хороленко
Режиссёры, ведущие спектакль – Наталья Григор, заслуженный работник культуры Украины, Сергей Красных
Начальник машинно-декорационного цеха – Виктор Мелешко
Художники-гримёры – Елена Васильчик, Евгения Галенко
Костюмеры - Оксана Чабаненко, Галина Чебышева


Главный дирижер театра - народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ

Главный режиссёр театра – Оксана Тараненко
Главный хормейстер театра – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко

Реквием

Реквием — многочастное хоровое произведение, обычно с участием солистов, в сопровождении оркестра. Возникло как заупокойное католическое богослужение с музыкальными частями на латинский текст, но позже утратило обрядовый характер и перешло в концертную практику.

Реквием (лат. Requiem, букв. «(на) упокой») — служба (месса) в католической и лютеранской церквях, по начальному слову интроита (один из элементов, открывающий собой мессу в западных литургических обрядах) «Requiem aeternam dona eis, Domine» («Покой вечный даруй им, Господи»).

В основе Реквиема – латинская секвенция (поэтический жанр и форма богослужебной музыки католиков) «Dies Irae» (День Гнева). Считается, что текст секвенции появился в XIII веке. Авторство приписывают францисканскому монаху Томазо ди Челано. Чаще, чем другие средневековые песнопения, он использовался в сочинениях композиторов XVIII-XX вв. как музыкальный образ, воплощающий представление человека о смерти, как символ трагического.

Dies Irae, dies illa
Solvet saeclum in favilla
Teste David cum Sibylla.
Quantus tremor est futurus
Quando judex ex venturus,
Cuncta stricte discussurus!

День Гнева, тот день
Расточит вселенную во прах,
Свидетели тому - Давид и Сивилла.
Все будет охвачено трепетом,
Когда явится Судия,
Дабы всех строго судить!

Реквием соответствует панихиде в Православной церкви. Но Православная церковь ограничивалась строгими линиями человеческих голосов и не привлекала звучания музыкальных инструментов. В рамках католических служб мог звучать и орган, и целый симфонический оркестр. Это вопрос культурной традиции. Именно в рамках католического храма с его потрясающей акустикой и совместным звучанием человеческого голоса и инструментов были созданы первые величественные музыкальные шедевры.

Многие столетия реквиемы представляли собой григорианские хоралы, названные так в честь папы Григория I.
Со временем реквием «вышел» из церкви и стал самостоятельным жанром. Поменял он и язык. Изначально написание музыки реквиема было возможно только на канонический латинский текст в достаточно строгом соответствии частей. Впоследствии композиторами брались библейские тексты на своих родных языках – немецком, английском и т.д.
Первые реквиемы, написанные профессиональными композиторами, относятся к 16 веку.
В XX веке распространились реквиемы на неканонические тексты, не связанные с церковной службой.

К настоящему времени написано не менее 2000 реквиемов, и среди них есть мировые шедевры: Реквиемы Вольфганга Амадея Моцарта, Джузеппе Верди, Немецкий реквием Иоганнеса Брамса, «Военный Реквием» Бенджамина Бриттена, «Польский реквием» Кшиштофа Пендерецкого.
Название «Реквием» в переносном смысле также употребляется в других видах искусства, обозначая произведение, посвящённое памяти умершего или умерших.
 

Составы исполнителей

СОПРАНО - народная артистка Украины Лариса Зуенко, Инга Мартынова
МЕЦЦО-СОПРАНО - заслуженная артистка Украины Татьяна Спасская, Марина Годулян
ТЕНОР - заслуженный артист Украины Владислав ГорайОлег Злакоман
БАС - народный артист Украины Василий Навротский, Виктор Шевченко

Исполнители в ближайшем спектакле

Состав исполнителей 29 апреля

Дирижер - народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ

История создания Messa da Requiem Джузеппе Верди

«Messa da Requiem» (Реквием) - единственное произведение Верди, пользующееся такой же широкой популярностью, как и лучшие из его двадцати шести опер.

«Реквием» близок по стилю поздним операм Верди, прежде всего создававшейся одновременно «Аиде». С точки зрения слушателя «Реквием» представляется драмой ничуть не меньшей, чем те драмы, которые развертываются в «Аиде» или «Дон Карлосе». Религиозный по форме, по смыслу и по духу «Реквием» Верди - музыка, безусловно, светская. Большой по составу оркестр не только аккомпанирует певцам, но и рисует красочные картины. И в операх, и в «Реквиеме» самое важное для Верди — сила и красота человеческого духа, яркость и напряженность эмоций. Благодаря этому «Реквием» занял прочное место в репертуаре театров и вошел в историю музыки как самое театральное воплощение традиционной церковной заупокойной службы.


Законченный весной 1874 года, через несколько лет после оперы «Аида», «Реквием» имел длительную историю создания.

«Реквием» увековечил память о великих соотечественниках Верди: композиторе Джоаккино Россини и писателе Алессандро Мандзони.

13 ноября 1868 года умер Россини. «Хотя меня и не связывала с ним очень тесная дружба, я оплакиваю вместе со всеми потерю этого великого артиста, – писал Верди. – В мире угасло великое имя! Это имя самое популярное в нашу эпоху, известность самая широкая, – и это была слава Италии!».

Личные контакты между Россини и Верди, завязавшиеся на основе уважения и взаимного почитания, были весьма сердечными, но нечастыми. Россини умел быть остроумным и веселым, а Верди не был таким никогда, но был рад дружбе и восхищению старшего коллеги. Так, на вилле Святой Агаты он хранил в специальной рамке записку, присланную ему Россини из Парижа в 1865 году: «Россини, бывший композитор и пианист четвертого уровня, блестящему композитору Верди, пианисту пятого уровня».

Когда Россини умер, Верди, вопреки своей неприязни ко всякой демонстративности, посчитал своим долгом воспользоваться собственным бесспорным авторитетом для того, чтобы содействовать признанию Россини на национальном уровне.

Верди представил проект увековечения его памяти: «Я предложил бы наиболее уважаемым итальянским композиторам объединиться с целью написать траурную мессу, которую исполнили бы в годовщину смерти Россини». Верди настаивал на особой торжественности премьеры: исполнение должно состояться в Болонье именно в первую годовщину смерти Россини. Однако этого не произошло по вине дирижера, и композитор порвал с ним дружеские отношения, длившиеся 20 лет. Год спустя Верди сообщал, что решил сам сочинить весь реквием, причем к тому времени им уже были созданы две первые части.

Пять лет спустя, в 1873 году, его потрясла смерть человека, которого он уважал и почитал больше всех, - писателя Алессандро Мандзони. Композитор называл Мандзони Великим поэтом, Великим гражданином, Святым человеком, славой Италии, а посланный ему портрет Мандзони с собственноручной надписью считал самой драгоценной реликвией.

В мае 1867 года приятельница Верди графиня Кларисса Маффеи, которая была и другом Мандзони, устроила встречу между Мандзони и женой Верди Джузеппиной Стреппони. Когда Джузеппина вручила Верди портрет Мандзони с посвящением («Джузеппе Верди, итальянской славе, от дряхлого ломбардийского писателя») и рассказала ему о встрече, он «покраснел, побледнел и вспотел; сорвал с себя шляпу и смял ее, почти превратив в лепешку. Более того (и пусть это останется между нами), суровый и горделивый медведь из Буссето прослезился». Так писала Стреппони в письме к Маффеи 21 мая 1867 года.

Впоследствии Верди познакомился с Мандзони лично. «В присутствии Мандзони я чувствую себя до того маленьким (а ведь вообще я горд как Люцифер), – писал Верди, – что я никогда или почти никогда не могу сказать ни слова».

Отношение Верди к Мандзони выходили далеко за пределы простого восхищения перед выдающимся итальянским романистом и интеллектуалом. Это было желание верить, невзирая ни на что, в достоинство человеческой природы, а выразителем этого достоинства в Италии был тогда только Мандзони. И, обладая настоящим духовным благородством, гордец Верди испытывал сыновнее смущение перед Мандзони.

На похороны Мандзони Верди не поехал («у меня не хватит мужества присутствовать на его похоронах»), – для него там было слишком многолюдно, официозно и риторически предсказуемо, - но через несколько дней, 29 мая, он написал Клариссе Маффеи: «Вместе с ним уходит самая чистая, самая священная, самая высокая наша слава! Почитал я множество газет, и ни одна не говорит так, как нужно. Много слов, но не прочувствованных. Не обошлось и без того, чтобы кольнуть. Даже его! О, что мы за мерзкие существа!» В его скорби все еще звучала память о безумном равнодушии всех после кончины Россини.

Горе Верди после смерти Алессандро Мандзони было необычайно глубоким, и можно лишь догадываться о том, сколь болезненными с молодых лет были для композитора одиночество и недоверчивость. Отчаяние, потрясение, звучащие в «Реквиеме», рождаются прежде всего от этих интенсивных и таинственных духовных уз.

То, что известно о жизни Верди, – а известно немало о его взаимоотношениях с другими людьми, о его привязанностях, о друзьях, - свидетельствует о его сдержанности, отчужденности и суровости. Даже его жена Джузеппина Стреппони, которую Верди любил и уважал, которая безмолвно сопровождала его почти всю жизнь, не называла его по имени, особенно на публике. И для нее он был «Верди». Природная гордость облика, резкость манер и суждений, суровость составляют внешний аспект драматического гения Верди. Заключительный шедевр его творческой жизни – «Фальстафф», лишь частично опровергает это впечатление, которое другие произведения, наоборот, подтверждают.

Именно трагическое восприятие жизни вдохновило самые высокие страницы музыки Верди. Уже на следующий день после похорон Мандзони Верди принял решение создать грандиозный памятник «нашему Святому» – им будет Реквием, который лучшие певцы исполнят в Милане в годовщину смерти Мандзони. И Верди вновь взял в руки тот трагический фрагмент, написанный в память о Россини в1868 году, чтобы сделать его завершением собственной Мессы, которая призвана была стать отражением его личного горя и смятения.

Работал Верди над "Реквиемом" настолько быстро, что уже три месяца спустя, в августе 1873 года, послал приглашение для участия в премьере любимой певице, первой Амнерис итальянской постановки "Аиды", Марии Вальдман. На партию сопрано он выбрал выдающуюся чешскую певицу, сорокалетнюю Терезу Штольц (Терезину Штольцеву), участвовавшую в итальянских премьерах "Дона Карлоса", "Силы судьбы" и "Аиды".

Премьера состоялась в первую годовщину смерти Мандзони, 22 мая 1874 года в Милане, в соборе Сан Марко под управлением Верди, а 3 дня спустя — в театре Ла Скала, и прошла с огромным успехом.



«Реквием» Верди не вписался в правила и ритм литургии и не может сопровождать погребальный обряд. Но хотя этот «Реквием» не подходит для богослужения, он соблюдает все традиционные части мессы.

Отказавшись от первоначально задуманных традиционных двенадцати частей, Верди разделил текст католической заупокойной мессы на семь частей, из которых самая грандиозная, вторая, в свою очередь распадается на девять эпизодов.

Состав исполнителей «Реквиема» Верди: сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас, хор, оркестр.
Верди - гениальный оперный композитор, и его оперная ипостась в Реквиеме проявилась в полную силу. У каждого из четырех солистов есть большие развернутые арии, сложные по исполнению и потрясающие по содержательности.

Это произведение потрясает: одни называют его великим воззванием к Предвечному Отцу в попытке преодолеть вопль отчаяния перед лицом смерти, другие - мощной «медитацией о смерти» для солистов, хора и оркестра. Проявив всю силу своей страсти, Верди сочинил не церемонию, а представление, - трагическое и лирическое, символичное и прямое представление о наших чувствах перед лицом смерти. «Реквием» Верди – выстраданная экзистенциальная мысль, меланхолия, страх и надежда человека.

Николай Леонидович Огренич

Николай Леонидович Огренич родился 8 декабря 1937 года. В 1966 году окончил Одесскую консерваторию (класс О. Н. Благовидовой). С 1962 года - солист Одесского театра музыкальной комедии, в 1966-1988 годах – солист Одесского театра оперы и балета. В 1967-1969 годах стажировался в "Ла Скала", выступал с концертами в Милане и Флоренции. Выступал как концертный певец.

Николай Огренич - дипломант Всесоюзного конкурса вокалистов им. Глинки (1965); лауреат Международных конкурсов: вокалистов в Вернье (7-я премия, 1969), им. Чайковского (1-я премия, 1970).

С 1970 года Николай Огренич - преподаватель Одесской консерватории, с 1984 года - ректор, с 1988 года - профессор. Народный артист УССР (1975).

Николай Огренич ушел из жизни в 2000 году.

Среди партий, исполненных Н. Огреничем: Водемон (опера «Иоланта» П. И. Чайковского), Ленский (опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Самозванец (опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Каварадосси (опера «Тоска» Дж. Пуччини), Рудольф (опера «Богема» Дж. Пуччини), Манрико (опера «Трубадур» Дж. Верди), Хозе (опера «Кармен» Ж. Бизе), и другие.

Николай Огренич вошел в историю мирового вокального искусства и в историю музыкальной Одессы как один из самых светлых образов.
 

Видео