«Лебединое озеро»

ГлавнаяРепертуарБалеты«Лебединое озеро»

«Лебединое озеро»

«Лебединое озеро»

Музыка Петра Чайковского
Балет в 2-х действиях

Либретто по сценарию Владимира Бегичева и Василия Гельцера

Длительность спектакля с учётом антрактов: 2 часа 30 минут

Использованы фрагменты хореографии Мариуса Петипа, Александра Горского, Константина Сергеева, Льва Иванова, Юрия Григоровича


Автор новой хореографической версии – заслуженный артист России Юрий Васюченко

Художник-постановщик - заслуженный художник Украины Евгений Гуренко
Художник по костюмам – заслуженный художник Украины Наталия Бевзенко-Зинкина

Модельер по костюмам - Сергей Васильев
Режиссёр, ведущий спектакль – заслуженный работник культуры Украины Наталья Григор 

Дирижёры - заслуженный артист Украины Игорь ШаврукИгорь Чернецкий


Члены постановочной группы

Балетмейстеры-репетиторы – народная артистка Украины Наталия Барышева, народная артистка Украины Елена Барановская, народный артист Украины Михаил Петухов, заслуженный артист Украины Юрий Карлин, заслуженная артистка Украины Нина Стоян 
Концертмейстеры – Лолита Григорян, Лия Чибалашвили, Инна Шведенко, Анастасия Марушко, Юлиан Шумаков
Заведующий балетной труппой – заслуженный артист Украины Гарри Севоян
Ассистент балетмейстера – Майя Мамлеева
Художник по свету – Вячеслав Ушеренко
Зав. художественно-постановочной частью – Виктор Янчук
Начальник машинно-декорационного цеха – Виктор Мелешко
Художники-гримёры – Елена Васильчик, Евгения Галенко


Главный дирижёр театра – народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ

Главный режиссёр театра – Оксана Тараненко
 

О балете

«Лебединое озеро» – самый популярный балет классического наследия. Его театральная судьба – яркая иллюстрация всех существенных эстетических и художественных перемен, которые претерпел балетный театр ХХ века. Шедевр Чайковского привлекал внимание многих хореографов мира.

Премьера «Лебединого озера» состоялась 20 февраля 1877 года в Большом театре Москвы. Авторами сценария были Владимир Бегичев и Василий Гельцер, балетмейстером-постановщиком – Вацлав Рейзингер.

Балетный театр конца ХIХ столетия требовал для хореографического воплощения симфоническую музыку, и Чайковский предложил её. В балете противопоставлялась внешняя и внутренняя жизнь, подчёркивалась антитеза радостных и меланхолических настроений, усиливались контрасты прекрасной мечты об идеале и привычного образа жизни, возвышенности таинственного заколдованного лебединого мира и приземлённого повседневного окружения главного героя.

В музыке Чайковского заложена сложная и чёткая музыкальная драматургия, которая должна была стать основой для соответствующей сценически-хореографической интерпретации. Но Рейзингер создал свой балет, используя музыку лишь как мелодически-ритмическую основу для танцев. Постановка вышла неудачной. Сценарий был перегружен подробностями и не имел стройной логической линии развития действия.

17 февраля 1894 года в Мариинском театре Петербурга опять обратились к партитуре «Лебединого озера». Балетмейстер Мариус Петипа вместе с дирижёром и композитором Ричардом Дриго сделали новую оркестровку. В музыку было внесено несколько купюр – на Петипа и Дриго впоследствии посыпались упрёки всех, кто обращался к произведению. Но именно эти изменения, как ни странно, позволили создать нетленный хореографический шедевр, исходящий не из первичного сценария, а из духа музыки.

Петипа пригласил к участию в постановке балетмейстера Льва Иванова, отдав ему романтические «лебединые» сцены. В содружестве двух хореографов родились такие шедевры танца, как лирическая, проникновенная песнь Одетты о женской судьбе и любви во ІІ акте и яркое, энергичное pas de deux Зигфрида и Одиллии. Образ Одетты обозначил возникновение нового типа балетной героини: не блестящей, не просто изящной, а лиричной.

К «Лебединому озеру» обращались многие балетмейстеры. Следует отметить постановки Александра Горского, Агриппины Вагановой, Юрия Григоровича. В соответствии с эстетическими, этическими и художественными нормативами XX века романтическая волшебная сказка превращалась то в бытовую драму с реалистическим психологическим и историческим оправданием событий, то в философскую притчу о двойственности человеческого «Я», то в психологически заострённое повествование о чувственных фантазиях и драме героя.

Балет «Лебединое озеро» и сегодня очаровывает поэтичностью, лиризмом, мелодичностью музыки и хореографии лебединых танцевальных симфоний. Несмотря на множество версий, он еще ждет новых воплощений, которые принесут будущим зрителям наслаждение и радость встречи с Прекрасным.

Нелли Иванова-Георгиевская 

Пролог

Страшное заклятье волшебника Ротбарта превращает прекрасную Одетту и ее подруг в лебедей, и только ночью они принимают человеческий облик. Лишь безграничная и искренняя любовь сможет снять это заклятье.

Действие первое

В саду перед замком принц Зигфрид отмечает свое совершеннолетие. Гости, очаровательные фрейлины, лучший друг принца Бенно веселятся. Забавный Шут развлекает всех танцами.

Владетельная принцесса, мать принца, оповещает присутствующих, что на завтрашнем балу Зигфрид должен выбрать себе невесту. Но принц еще не встретил  ту девушку, которую мог бы полюбить.

Гости покидают сад. Зигфрид видит в небе стаю белых лебедей и, взяв арбалет, углубляется в лес.

Берег озера. Еще мгновение, и стрела принца пронзит прекрасную птицу. Но, внезапно, лебедь превращается в девушку, и ее красота зачаровывает Зигфрида. Узнав от Одетты ее тайну, Зигфрид, клянется ей в вечной любви и верности.

Ротбарт наблюдает за Одеттой и Зигфридом. Он решает заставить принца нарушить клятву, чтобы Одетта навеки осталась в его власти.

Действие второе

Бал в замке Владетельной принцессы. Зигфриду предстоит выбрать себе невесту среди знатных девушек, но ни одна не привлекает принца: все его мысли только об Одетте.

Неожиданно появляются Ротбарт и Одиллия, необыкновенно похожая на Одетту. Заколдованный злым гением, принц принимает Одиллию за Одетту. Он увлечен ее обольстительными чарами и повторяет клятву, данную Одетте. Ротбарт радуется победе: теперь Одетта и ее подруги навсегда останутся лебедями. Колдун исчезает вместе с Одиллией, а принц в отчаянии спешит к лебединому озеру.

Берег озера. Злой гений торжествует. Принц ищет Одетту, чтобы вымолить у нее прощение: ведь на балу ему казалось, что он видел именно ее, и к ней были обращены его слова любви.

Начинается буря, которую вызывает Ротбарт, желая стать на пути Зигфрида. Принц сражается с колдуном, доказывая свою любовь к Одетте. В решающий момент поединка Одетта спасает любимого от смертельного удара. Сила любви Одетты и Зигфрида разрушает чары злого колдуна.

Действующие лица и исполнители

Одетта – Одиллия – заслуженная артистка Республики Молдова Мария Полюдова, Елена Добрянская, Екатерина Кальченко, Эллина Походных, Алина Шарай (Хилько)
Принц Зигфрид – заслуженный артист Украины Сергей Доценко, заслуженный артист Республики Молдова Владимир Статный, Станислав Скрынник, Дмитрий Шарай
Ротбарт, злой гений – заслуженный артист Украины Сергей Доценко, Вячеслав Кравченко, Игорь Саражинский, Виктор Томашек, Дмитрий Шарай, Ростислав Янчишен
Шут – Станислав Варанкин, Павел Гриц, Виктор Томашек,  Денис Черняк
Галифрон, наставник принца – Юрий Медведев, Святослав Квачук, Богдан Чабанюк
Бенно, друг принца – Станислав Варанкин, Дмитрий Дзеник, Вячеслав Кравченко, Виктор Томашек
Владетельная принцесса, мать принца – Анастасия Банникова, Полина Калина (Осетрова), Ксения Кравченко, Вероника Семчук, Ирина Скрынник
Придворные фрейлины – заслуженная артистка Украины Ольга Рожевич, Татьяна Афанютина, Екатерина Бартош, Александра Воробьёва, Ольга Воробьёва, Наталия Ивасенко, Екатерина Кальченко, Елена Кондратьева, Эллина Походных, Анна Тютюнник, Алина Шарай (Хилько)
Вальс из І действия – Анастасия Банникова, Екатерина Бурдик, Виктория Костюченко, Ксения Кравченко, Елена Лавриненко, Мария Рязанцева, Оксана Широкова, Дмитрий Бартош, Денис Васильев, Дмитрий Дзеник, Вячеслав Кравченко, Михаил Перфилов, Виталий Роздайбеда
Маленькие лебеди – заслуженная артистка Украины Ольга Рожевич, Радмила Аитова, Ксения Баданина, Екатерина Бартош, Людмила Грекова, Оксана Демченко, Наталия Ивасенко, Елена Кондратьева,  Анастасия Палий, Ольга Пилипейко, Марина Стрижакова, Анна Тютюнник, Анастасия Яроцкая
Большие лебеди – Татьяна Афанютина, Оксана Бабич, Екатерина Бурдик, Александра Воробьёва, Ольга Воробьёва, Елена Лавриненко, Эллина Походных, Мария Рязанцева, Екатерина Томашек, Алина Шарай (Хилько)

Невесты - Татьяна Афанютина, Анастасия Банникова, Екатерина Бурдик, Элина Кануникова, Виктория Костюченко, Ксения Кравченко, Елена Лавриненко, Мария Рязанцева, Екатерина Томашек,  Марина Стрижакова, Оксана Широкова

Гости на балу у принца:

Испанские – Екатерина Бурдик, Кристина Ветчинкина, Виктория Костюченко, Елена Пономарёва, Мария Рязанцева, Екатерина Томашек, Оксана Широкова, Дмитрий  Бартош, Дмитрий Дзеник, Вячеслав Кравченко, Игорь Саражинский, Богдан Чабанюк
Венгерские –Татьяна Афанютина, Виктория Костюченко, Ксения Кравченко, Ксения Олейник, Мария Рязанцева, Денис Васильев, Виталий Роздайбеда
Неаполитанские – Екатерина Бурдик, Марина Стрижакова, Станислав Варанкин, Николай Вориводин, Михаил Перфилов, Игорь Саражинский
Польские – Анастасия Банникова, Кристина Ветчинкина, Елена Лавриненко, Элина Кануникова, Кристина Павлова, Елена Пономарёва, Вероника Семчук, Ирина Скрынник, Вероника Хорозова, Юлия Шендеровская, Дмитрий Бартош, Денис Васильев, Дмитрий Дзеник, Сергей Мельников, Никита Путрин, Сергей Ткачук, Богдан Чабанюк, Юрий Чепиль, Ростислав Янчишен

 

Дирижеры - заслуженный артист Украины Игорь Шаврук, Игорь Чернецкий

 

 

Исполнители в ближайшем спектакле

Состав исполнителей 24 ноября

Дирижер - заслуженный артист Украины Виктор Пласкина

 

 

 

 

Видео