ГлавнаяРепертуарАрхив«Летучий голландец»

«Летучий голландец»

«Летучий голландец»

Рихард Вагнер
Опера в 3-х действиях (исполняется с одним антрактом)
Либретто Рихарда Вагнера

Длительность с учётом антракта: 3 часа

Руководитель проекта – генеральный директор Донбасс Оперы, заслуженный деятель искусств Украины Василий Рябенький
Режиссёр-постановщик – Мара Курочка (Германия)
Дирижёры-постановщики – народный артист Украины Василий Василенко, Михаил Синькевич (Мариинский театр)
Хормейстер-постановщик – народная артистка Украины Людмила Стрельцова
Художники-сценографы – Момме Хинрихс и Торге Меллер (Германия)
Художник по костюмам – Юлия Харттунг (Германия)
Художественные консультанты проекта – художественный руководитель Донбасс Оперы, народный артист Украины Вадим Писарев; директор компании Pro Musica Classic Александер Янков (Швейцария)
Дирижёр – Михаил Синькевич (Мариинский театр)


Об опере

«Летучий Голландец» – одна из первых опер Рихарда Вагнера, написанная по его собственному либретто и увидевшая свет в Дрездене в 1843 году.

Существовало множество вариантов легенды о Летучем Голландце прежде, чем Вагнер кристаллизовал их в своё произведение. Вальтер Скотт, будучи подлинным исследователем старины, утверждал, что легенда эта основана на историческом факте: один убийца погрузил на борт своего корабля груз золота. Во время плавания разразилась буря, и все порты оказались закрыты для этого корабля. Это предание, а также суеверный страх моряков, что встреча с кораблём-призраком принесёт несчастье, со временем обросли красочными подробностями. Поговаривали, что раз в семь лет капитан может причалить к берегу и остаться там, пока не найдёт женщину, которая будет предана ему до самой смерти.

Идея использовать этот сюжет пришла к Вагнеру во время сильнейшего шторма по пути из Восточной Пруссии в Англию. Плавание, обычно длившееся около семи дней, на этот раз растянулось на три недели. Ветер прибил судно к скандинавскому берегу у одной из рыбацких деревень, и возгласы матросов, которые звучат в опере, композитор, вероятно, услышал именно там: тройное эхо разносилось по фьорду от утеса к утесу.

Несколько недель спустя в Париже, будучи в отчаянном финансовом положении, Вагнер принёс либретто «Летучего Голландца» директору парижской Гранд Опера. «Мы никогда не будем исполнять музыку какого-то неизвестного немецкого композитора, – сказал тот. – Так что не имеет смысла и сочинять-то ее». Но, получив пятьсот франков, Вагнер отправился домой... писать оперу.

Сегодня «Летучий Голландец» входит в репертуар всех немецких, а также многих других оперных театров мира. 

Оригинальная режиссёрская трактовка и особенности сценографии

Старинная семейная фотография. На первый взгляд все счастливы. Но мгновение – снимок «оживает» и рассыпается, словно пазл. Один за одним уходят члены семьи. В чём же дело? Зенту заставляют выйти замуж за нелюбимого ею Эрика, но она мечтает о романтическом герое – Голландце. Не в силах мириться с судьбой, Зента убивает себя, и дальнейшие события – прибытие в порт кораблей её отца Даланда и Летучего Голландца, встреча с Голландцем, пылкие признания Эрика, и, наконец, разрушение проклятия корабля-скитальца – развиваются, как предсмертный сон героини.

Режиссёр-постановщик Мара Курочка слегка изменила либретто: «В оригинальном варианте это история о несчастной любви, в финале которой главная героиня Зента, чтобы доказать свою верность Голландцу, сводит счёты с жизнью, бросившись со скалы. 

Я рассказываю «Голландца», как беспокойный сон Зенты. Это очень близко к музыкальной концепции Вагнера. С одной стороны, это воссоздает дух времени, передаёт склонность Зенты к отчужденности и галлюцинациям, а с другой – создает фон для развития фантастического. Из-под кровати Зенты выходят её видения. Простыня расплывается по всей сцене, превращаясь в море. Море вливается в дверь или разворачивается из костюма. Бьются волны, под которыми скрывается бездна... Поверхность моря прячет невысказанные желания, страхи, надежды и преступления. Они то появляются, как отражение, на поверхности, то призрачно возникают на фоне, как неприкаянные души, и накрывают собой всё, что происходит на сцене.

Во сне Зенты мы переживаем происходящие события с её эмоциональной точки зрения. Перед нами предстает ограниченный, меркантильный, враждебный и очерствелый мир, в котором правят отец Зенты и Мари. Зента мечтает о Голландце и видит в нём вымышленную родственную душу.

Это не первая моя постановка Вагнера. Для меня было важно найти, что беспокоило людей в то время, и провести параллель с современным миром».

Особенности сценографии

С помощью уникального современного видеопроектора BARCO сценографы Торге Меллер и Момме Хинрихс создали иллюзию плывущего корабля, бушующего моря и подводного мира. Мистическую атмосферу оперы передает видеопроекция, а всю сцену закрывает огромный наклонный помост – имитация корабельной палубы. Конструкция зафиксирована под углом для создания 3D-эффекта. Максимальная высота помоста – 2 метра.  

Исполнители 6 сентября

ГОЛЛАНДЕЦ – Андреас Макко, бас-баритон (Германия)

Учился музыке в Штутгартской консерватории, затем – вокалу в музыкальных академиях во Франкфурте и Вене. Работал в Штатсопере Ганновера, во Франкфуртской и Боннской опере. С 2004 года – приглашённый солист ведущих европейских театров.

Исполняет партии: 

  • Гурнеманца («Парсифаль» Рихарда Вагнера);
  • Фазольта, Фафнера и Вотана («Золото Рейна» Рихарда Вагнера);
  • Вотана («Валькирия» Рихарда Вагнера);
  • Голландца («Летучий Голландец» Рихарда Вагнера);
  • Зарастро («Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта);
  • Лепорелло, Дон Жуана и Командора («Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта);
  • Фигаро и Бартоло («Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта);
    Фараона («Аида» Джузеппе Верди);
    Филиппа II («Дон Карлос» Джузеппе Верди);
    Графа Вальтера («Луиза Миллер» Джузеппе Верди);
    Мефистофеля («Фауст» Шарля Гуно);
    Голо («Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси).

Принимал участие в международных музыкальных фестивалях в Байройте (Германия), Зальцбурге (Австрия), фестивале «Музыкальный май» (Флоренция, Италия).

Работал с дирижёрами Клаудио Аббадо, Джузеппе Синополи, Францем Вельзер-Мёстом, Зубином Метой; а также с режиссёрами Стефаном Брауншвейгом, Робертом Уилсоном, Питером Штайном.


ДАЛАНД – Вальтер Финк, бас (Австрия, Венская опера)

Учился в Вене по классу вокала. Магистр филологии. Дебютировал на оперных сценах Дорнбирна и Санкт-Пёльтена. В 1978 году был приглашен в Венскую Штатсоперу. С 1982 года – солист театра Бремена, где дебютировал в партии Барона Окса в «Кавалере роз» Рихарда Штрауса. Выступал в Венгрии, Германии, Италии, Финляндии, США (Metropolitan Opera) и других странах мира. С 1991 года – солист Венской Штатсоперы и Фольксоперы. В 2001 году получил звание камерного певца Республики Австрия. 

Исполняет партии: 

  • Фафнера («Золото Рейна» Рихарда Вагнера);
  • Даланда («Летучий Голландец» Рихарда Вагнера);
  • Зарастро («Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта);
  • Коллена («Богема» Джакомо Пуччини);
  • Дона Базилио и Бартоло («Севильский цирюльник» Джоаккино Россини);
  • Фальстафа в одноимённой опере Джузеппе Верди;
  • другие партии и номера.

ЗЕНТА – Леся Алексеева, сопрано (Национальная опера Украины)

Лауреат Международного конкурса молодых вокалистов им. Рихарда Вагнера (Австрия), дипломант Международного конкурса вокалистов им. Хулиана Гаярре (Испания). Закончила Национальную музыкальную академию Украины им. Петра Чайковского, университет музыки и театрального искусства (Австрия, класс проф. Клаудии Рюггеберг). В 2008 году прошла стажировку в Оперном театре Тревизо (Италия) у Реджины Ресник. 
С 2011 года – солистка Национальной оперы Украины.

Исполняет партии: 

  • Донны Эльвиры («Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта);
    Вителлии («Милосердие Тита» Вольфганга Амадея Моцарта);
    Дорабеллы («Так поступают все женщины» Вольфганга Амадея Моцарта);
    Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини);
    Сантуццы («Сельская честь» Пьетро Масканьи);
    Мерседес («Кармен» Жоржа Бизе);
    другие партии и номера.

Гастролировала в Италии, Германии, Австрии, Польше, Великобритании, Бельгии, Латвии и других странах.


ЭРИК – Виталий Козин, тенор (Донбасс Опера)

Окончил Киевскую Национальную музыкальную академию им. Петра Чайковского. Работал в Крымском академическом украинском музыкальном театре, в Киевском театре оперетты. С 2010 года – солист Донецкого национального академического театра оперы и балета им. Анатолия Соловьяненко (Донбасс Опера). 

Исполняет партии: 

  • Рудольфа («Богема» Джакомо Пуччини);
    Пинкертона («Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини);
    партия тенора в «Реквиеме» Джузеппе Верди;
    другие партии и номера.  

ДИРИЖЁР – Михаил Синькевич (Мариинский театр)

Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Николая Римского-Корсакова (класс проф. Ильи Мусина). Работал в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь. С 2000 года – приглашённый дирижёр Мариинского театра. 

Дирижирует операми: 

  • «Золото Рейна», «Валькирия», «Летучий Голландец» Рихарда Вагнера;
  • «Пиковая дама» Петра Чайковского;
  • «Садко» Николая Римского-Корсакова;
  • «Руслан и Людмила» Михаила Глинки;
  • «Лючия ди Ляммермур» Гаэтано Доницетти;
  • «Бал-маскарад», «Сила судьбы», «Дон Карлос», «Аида», «Макбет» Джузеппе Верди;
  • «Мадам Баттерфлай» и «Турандот» Джакомо Пуччини;
  • «Кармен» Жоржа Бизе и другими.

В 2009 году дебютировал в Новой национальной опере Токио, впервые в Японии исполнив оперу «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича. С оперной и балетной труппой Мариинского театра выступал в Большом театре в Москве, Метрополитен-опера, Королевском оперном театре Ковент-Гарден, концертном зале Фестшпильхаус в Баден-Бадене. Постоянно сотрудничает с оперными театрами и симфоническими оркестрами России, Украины и зарубежья.

 

Исполнители 7 сентября

ГОЛЛАНДЕЦ – Штефан Штолль, баритон (Германия)

Изучал музыковедение и философию в Мюнхене, композицию – в Берлинской высшей школе музыки. Брал уроки вокала у Клаудии Эдер, Марианны Фишер-Купфер и Айке Вильм Шульте. С 1998 года – солист Берлинской комической оперы, где исполнял партии Дона Бартоло («Севильский цирюльник» Джоаккино Россини), Балстроуда («Питер Граймс» Бенджамина Бриттена), Дона Пизарро («Фиделио» Людвига ван Бетховена). С 2009 по 2011 годы работал в Баденском государственном театре в Карлсруэ. Поёт в театрах Германии и заграницей.

Исполняет партии: 

Голландца («Летучий Голландец» Рихарда Вагнера); 
Тельрамунда («Лоэнгрин» Рихарда Вагнера);
Курвеналя («Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера);
Вотана и Альбериха («Золото Рейна» Рихарда Вагнера);
Гнтера («Гибель богов» Рихарда Вагнера);
Скарпиа («Тоска» Джакомо Пуччини);
Фра Мелитоне («Сила судьбы» Джузеппе Верди);
Фальстафа в одноименной опере Джузеппе Верди;
Лепорелло («Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта);
Каспара («Вольный стрелок» Карла Марии фон Вебера);
Верховного жреца Дагона («Самсон и Далила» Камиля Сен-Санса);
Томского («Пиковая дама» Петра Чайковского);
другие партии и номера.


ДАЛАНД – заслуженный артист Украины Юрий Алексейчук, бас (Донбасс Опера)

Окончил в Новосибирске государственную консерваторию им. Михаила Глинки.

Исполняет партии:

Дона Базилио («Севильский цирюльник» Джоаккино Россини); 
Захарии («Набукко» Джузеппе Верди);
Рамфиса («Аида» Джузеппе Верди);
Спарафучиле («Риголетто» Джузеппе Верди);
Коллена («Богема» Джакомо Пуччини);
Карася («Запорожец за Дунаем» Семёна Гулака-Артемовского);
партии баса в реквиемах Джузеппе Верди и Вольфганга Амадея Моцарта.

Гастролировал в Италии, Испании, Германии, Швейцарии.


ЗЕНТА – заслуженная артистка Украины Татьяна Плеханова, сопрано (Донбасс Опера)

Окончила Донецкую государственную музыкальную академию им. Сергея Прокофьева. Гастролировала в Италии, Испании, Германии, Швейцарии.

Исполняет партии: 

Нормы в одноимённой опере Винченцо Беллини; 
Аиды в одноимённой опере Джузеппе Верди;
Дездемоны («Отелло» Джузеппе Верди);
Алисы («Фальстаф» Джузеппе Верди);
Леоноры («Трубадур» Джузеппе Верди);
Тоски, Мадам Баттерфляй и Турандот в одноимённых операх Джакомо Пуччини;
Кармен в одноимённой опере Жоржа Бизе;
Недды («Паяцы» Руджеро Леонкавалло);
Татьяны и Лариной («Евгений Онегин» Петра Чайковского);
Ярославны («Князь Игорь» Александра Бородина);
Елены («Богдан Хмельницкий» Константина Данькевича).


ЭРИК – Давид Йим, тенор (Германия)

Получил музыкальное образование в Южной Корее. С 2003 по 2006 годы учился в консерватории Любека (Германия) у профессоров Дж. Вагнера и Г. Бинге. С 1995 по 2000 годы работал в Государственном театре Южной Кореи, где блестяще исполнил партии Фентона («Фальстаф» Джузеппе Верди), Дона Хозе («Кармен» Жоржа Бизе) и др. В 2007 году дебютировал в партии Дона Альваро в опере «Сила судьбы» Джузеппе Верди на сцене Государственного театра немецкого города Бремен. В 2007 – 2008 годах исполнял партию Дона Карлоса в одноимённой опере Джузеппе Верди в Государственном театре Ганновера. С 2008 года работает в Нюрнбергском оперном театре в Германии.

Исполняет партии: 

Радамеса («Аида» Джузеппе Верди); 
Исмаила («Набукко» Джузеппе Верди);
Герцога («Риголетто» Джузеппе Верди);
Манрико («Трубадур» Джузеппе Верди);
Макдуфа («Макбет» Джузеппе Верди);
Коррадо («Корсар» Джузеппе Верди);
Каварадосси («Тоска» Джакомо Пуччини);
Эрика («Летучий Голландец» Рихарда Вагнера).

Исполнял также партии тенора в симфония №9 Людвига ван Бетховена (с симфоническим оркестром Бамберга), в Stabat Mater Антонина Дворжака, в «Песне о земле» Густава Малера (с симфоническим оркестром Гамбурга) и др.


ДИРИЖЁР – Михаил Синькевич (Мариинский театр)

Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Николая Римского-Корсакова (класс проф. Ильи Мусина). Работал в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь. С 2000 года – приглашённый дирижёр Мариинского театра.

Дирижирует операми:

«Золото Рейна», «Валькирия», «Летучий Голландец» Рихарда Вагнера; 
«Пиковая дама» Петра Чайковского;
«Садко» Николая Римского-Корсакова;
«Руслан и Людмила» Михаила Глинки;
«Лючия ди Ляммермур» Гаэтано Доницетти;
«Бал-маскарад», «Сила судьбы», «Дон Карлос», «Аида», «Макбет» Джузеппе Верди;
«Мадам Баттерфлай» и «Турандот» Джакомо Пуччини;
«Кармен» Жоржа Бизе и другими.

В 2009 году дебютировал в Новой национальной опере Токио, впервые в Японии исполнив оперу «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича. С оперной и балетной труппой Мариинского театра выступал в Большом театре в Москве, Метрополитен-опера, Королевском оперном театре Ковент-Гарден, концертном зале Фестшпильхаус в Баден-Бадене. Постоянно сотрудничает с оперными театрами и симфоническими оркестрами России, Украины и зарубежья. 

Видео