ГлавнаяНовостиНовости за Январь 2014«Премьеры освежают кровь», или Самые яркие события 2013 года (фото, видео)

11 Янв.

«Премьеры освежают кровь», или Самые яркие события 2013 года (фото, видео)

В ночь на 14 января новый – 2014 – год, окончательно вступит в свои права. Мы отметим его приход по старому стилю, а 2013-й навсегда останется в истории. Поэтому предлагаем вам ещё раз вспомнить о самых ярких его событиях. Для нас, коллектива Одесского оперного, это, конечно же, премьеры. Как говорит наш главный дирижёр, народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ, театр без них жить не может: «премьеры – это то, что освежает кровь и артистов, и зрителей, которые приходят сюда».

   

  

Мы решили не ставить новые постановки в рейтинг – ведь плоды работы творческого коллектива невозможно исчислить. Вместо этого каждой новинке присвоена оригинальная «номинация», которая, как нам кажется, отражает особенность спектакля.

Итак…


«САМАЯ ВЕСЁЛАЯ ПРЕМЬЕРА»

Опера-буффа «Служанка-госпожа» Джованни Баттиста Перголези
Дата премьеры: 19 апреля 2013 года

Дирижёр-постановщик – Валерий Регрут
Режиссёр-постановщик и автор сценографической идеи – Оксана Тараненко
Художник по костюмам – Сергей Васильев

Комическая опера «Служанка-госпожа» была написана 23-летним Джованни Перголези в 1733 году. В нашем театре она стала первой оперой, поставленной на малой сцене «Бельэтаж» (до того там давали только концерты). Декорацией для спектакля послужила «царская» лестница, а в оформлении были использованы 40 метров белой ткани (ещё 60 метров, говорят, изорвали во время репетиций), постельные принадлежности, две стремянки и пара кофейных столиков. Во время представления артисты (Серпина – Надежда Сычук (19 апреля) и Алёна Кистенёва (24 мая и 7 ноября), Уберто – Вадим Черниговский, Веспоне – Владимир Муращенко) строят козни, дерутся подушками и заигрывают с музыкантами (оркестр это отдельный «персонаж» спектакля). Особо критики отметили вокальное мастерство исполнителей.

 

«Фантазия режиссёра-постановщика и автора сценографической идеи киевлянки Оксаны Тараненко, хрустальная музыка барокко, глубокий, выразительный бас Вадима Черниговского (Уберто), нежнейшее сопрано Надежды Сычук (Серпина) и мастерство комического актера Владимира Муращенко (Веспоне), помещённые в великолепные интерьеры Одесского оперного театра, создают филигранной работы «музыкальную шкатулку», праздничный, дорогой и необычный «сувенир»», – написала после премьеры журналист Инна Кац. «Стоит ли говорить, что публика подарок оценила?», – поддержала коллегу Наталья Шестакова.

Зрители же назвали «Служанку-госпожу» «самым молодёжным» спектаклем в репертуаре нашего театра.


«САМАЯ БАРОЧНАЯ ПРЕМЬЕРА»

Опера-сериа «Алкид» Дмитрия Бортнянского (концертное исполнение в костюмах)
Дата премьеры: 4 июня 2013 года

Музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик – Оксана Лынив
Режиссёр-постановщик – заслуженный артист Украины Сергей Зуенко
Балетмейстер-постановщик – заслуженный артист Украины Юрий Васюченко
Художник по костюмам – Сергей Васильев
При участии оркестра и балета театра, женского хора «Ориана» (художественный руководитель – Галина Шпак) и детского хора школы им. Петра Столярского (художественный руководитель – Татьяна Яковчук)

Опера Дмитрия Бортнянского «Алкид», показанная в 1778 году в Италии, в течение последующих 200 лет считалась утерянной. Впервые в СССР её исполнили в Киеве в 1984 году, в концертной версии. В нашем театре также была представлена концертная версия, но она имела несколько особенностей. Во-первых, это была костюмная постановка, во-вторых, прошла она на камерной сцене, на «царской» лестнице. И, в-третьих, в одном представлении сошлись три поколения: дети – воспитанники школы Столярского, студенты Одесской музыкальной академии, а также мастера сцены – солисты оперного театра заслуженная артистка Украины Ирина Берлизова (Алкид), Анастасия Голубь (Аретея), Алёна Кистенёва (Эдонида) и заслуженный артист Украины Владислав Горай (Фроним).

  

Дирижёр Оксана Лынив привезла партитуру из Львова. «Работа была очень насыщенной и кропотливой, потому что нужно было немного отойти от вокального стиля итальянской музыки Верди и Пуччини – той, что в основном идёт у нас на сцене. Я всё время напоминала исполнителям, что «Алкид» был написан 235 лет назад, когда только зарождалось то романтическое пение, которое нам известно сейчас. Это очень непросто и требует высокой профессиональной дисциплины», – говорила маэстрина.

Добавим, что в феврале 2014 года Украинская национальная радиокомпания сделает запись оперы «Алкид» на одесской сцене. Планируется, что её будут транслировать в рамках «Оперных сезонов 2013 – 2014» на радиостанциях Европейского вещательного союза наряду с записями из парижской Гранд-Опера, лондонского Ковент Гардена, нью-йоркской Метрополитен-Опера и других всемирно известных театров.


«САМАЯ БУРАННАЯ ПРЕМЬЕРА»

Сценическая кантата «Carmina Burana» Карла Орфа
Дата премьеры: 4 июня 2013 года

Дирижёр-постановщик – главный дирижёр театра, народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ
Режиссёр-постановщик и автор видеоряда – заслуженный деятель искусств России Валерий Раку
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко
Балетмейстер-постановщик – заслуженный артист России Юрий Васюченко
Художник по костюмам – Злата Цирценс
Исполнители:
Сопрано – Надежда Сычук
Тенор – заслуженный артист Украины Владислав Горай
Баритон – Александр Стрюк
Фортуна – Татьяна Афанютина
Юноша, Нищий, Великий магистр – Станислав Скрынник
Оркестр, хор и балет театра
При участии детского хора «Жемчужины Одессы» (художественный руководитель – Лариса Гарбуз)

Исполнением кантаты Карла Орфа «Carmina Burana» open-air 1 июня 2013 года должен был торжественно открыться II Международный фестиваль искусств в Одесской опере. И на афишах осталась именно эта дата. Однако буря, которая внезапно пронеслась над Одессой накануне вечером, в буквальном смысле смела площадку, смонтированную у стен театра. Финансовый ущерб составил около миллиона гривен, а премьеру пришлось перенести на 4-е число. Несмотря на это, представление «Кармины Бураны» стало одним из самых массовых и ярких городских мероприятий прошлого лета. Насладиться грандиозным зрелищем пришли несколько тысяч человек.

«Ни за что не попал бы на Carmina Burana возле Оперного, если бы представление состоялось вовремя. Но Судьбина Ураганная (я знаю, что carmina – песенка, а Burana – топоним, знаю) и представление перенесено, мы непреднамеренно оказываемся на Театральной за несколько минут до начала, решаем немножко послушать – и слушаем до конца. (…) Докладываю: сделано отлично. Оркестр звучал как надо, три хора – как надо, солисты – почти как надо, даже не очень лично мне нужную хореографию сделали интересно (…), великолепное слышыще и зрелище», – написал на своей странице в Фейсбуке музыкальный критик Олег Шестопалов.

А Александр Матусевич из интернет-издания Belcanto.ru нашёл шоу созвучным «всегда актуальным мотивам Одессы – портового, коммерческого города, города-экстраверта, вечно обращённого к морю, в синие дали, открытого всему миру, города, свободного по духу». «Устроители фестиваля оказались сильнее стихии», – констатировал журналист.


«САМЫЕ СКАЗОЧНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ»

Балеты «Жар-птица» и «Весна священная» Игоря Стравинского
Дата премьеры: 2 июня 2013 года

Дирижёр-постановщик – главный дирижёр театра, народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ
Балетмейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Татарстан Георгий Ковтун
Художник-постановщик – заслуженный художник Украины Станислав Зайцев
Художники по костюмам – Елена Лесникова, Злата Цирценс
Исполнители:
Жар-птица – Екатерина Кальченко
Иван-Царевич – заслуженный артист Украины Сергей Доценко
Кощей – Павел Гриц, Святослав Квачук
Избранница – заслуженная артистка Республики Молдова Мария Полюдова
Юноша – заслуженный артист Республики Молдова Владимир Статный
Идол – Дмитрий Бартош

Из-за каприза природы одноактные балеты «Жар-птица» и «Весна священная» стали представлениями, которые открыли II Международный фестиваль искусств в Одесской опере вместо кантаты «Carmina Burana».

Произведения Игоря Стравинского впервые были показаны на сцене нашего театра. Хореограф-постановщик Георгий Ковтун предложил собственную версию балетов, отличающуюся от оригинальных либретто столетней давности. Так, вместо одного Кощея и двух всадников – ночного и дневного – на сцене действуют две «кощейские» фигуры, которые то распадаются, то сливаются в одно кошмарное существо. Художники Станислав Зайцев, Елена Лесникова и Злата Цирценс подчеркнули «сказочность» постановки яркими декорациями и костюмами, в которых угадываются элементы палехской росписи.

 

«Весну священную» тоже можно назвать сказкой, но зловещей, какими бывают многие древние легенды. Георгий Ковтун рассказал историю о рождении Эдема, пробуждении Личности, возникновении Любви и её гибели в неравной схватке с жестокими законами беспощадного социума.

 

«Бурные аплодисменты и крики «браво!» подтвердили, что в репертуаре театра появились представления аншлаговые, высокого профессионального уровня, современные и интересные для зрителей, разных по возрасту и профессиям (…) И отдельный большой, как говорят, «респект» оркестру театра и главному дирижёру Александру Самоилэ, которые с любовью и большим старанием воплотили сложную партитуру Игоря Стравинского», – сказала в своём репортаже на Одесском облрадио музыкальный обозреватель Ирина Сечковская.

Балеты «Жар-птица» и «Весна священная» исполнялись также 21 июля – на закрытии 203-го театрального сезона.


«САМАЯ ДЕТСКАЯ ПРЕМЬЕРА»

Опера-сказка для всей семьи «Изумрудный город» на музыку разных композиторов
Даты премьеры: 18, 19 и 21 июля 2013 года

Дирижёр-постановщик – Виталий Ковальчук
Режиссёр-постановщик – Оксана Тараненко
Автор либретто – Тамара Каганович (по сказке Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
Автор музыкальной редакции – Эдуард Погосов
Хормейстер-постановщик – Лариса Гарбуз
Балетмейстер-постановщик – заслуженный артист Украины Гарри Севоян
Художник-постановщик – заслуженный художник Украины Станислав Зайцев
Художник по костюмам – Елена Лесникова
При участии детского хора «Жемчужины Одессы»

По замыслу авторов, «Изумрудный город» стал своеобразной музыкальной хрестоматией для детей. В спектакле собраны сочинения десяти композиторов XVIII – XX веков. «Так получилось, что в одном произведении оказались Моцарт и Масканьи, Россини и Мейербер, Паизиелло и Хампердинг. Эти композиторы-классики были бы очень удивлены, если бы узнали, что в 21-м веке их музыка будет звучать в одном спектакле и восприниматься абсолютно органично», – говорит автор либретто Тамара Каганович.

Роли в спектакле играют солисты театра и воспитанники детского хора «Жемчужины Одессы». Как подчёркивает художественный руководитель коллектива и хормейстер-постановщик Лариса Гарбуз, впервые на сцене театра дети исполняют сольные партии – сложные композиции Моцарта, Россини и других авторов. «Дети и классическая музыка – это очень тонкий момент. Если ребят правильно «подвести» к ней, то они полюбят классические произведения», – делится она своим опытом.

Для облегчения восприятия авторы соединили в спектакле пение и разговорные диалоги. «Благодаря нашей сказке, дети знакомятся с шедеврами оперного искусства в доступной и лёгкой форме. Им потом будет проще воспринимать эту музыку во «взрослых» операх», – поясняет Тамара Каганович.

«Создание такой сказки – с прекрасной классической музыкой, да ещё и в исполнении детей – блестящая идея! Конечно, такую штуку могут сделать только энтузиасты и… дети», – считает музыкальный обозреватель Ирина Сечковская.


«САМАЯ ПИКОВАЯ ПРЕМЬЕРА»

Опера «Пиковая дама» Петра Чайковского
Даты премьеры: 19, 20 и 25 октября 2013 года

Дирижёр-постановщик – главный дирижёр театра, народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ
Режиссёр-постановщик – народный артист России Александр Титель
Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств России Станислав Морозов
Художник по костюмам – Елена Степанова
Балетмейстер-постановщик – заслуженный артист России Юрий Васюченко
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко
При участии детского хора «Жемчужины Одессы» (художественный руководитель – Лариса Гарбуз)

«Самой пиковой» мы именуем эту премьеру не только из-за созвучия с названием самого произведения. Театр давно остро нуждался в произведениях русских композиторов в своём репертуаре, и спектакль стал одной из вершин в нашей новейшей истории. Главный дирижёр, народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ признался, что постановка оперы была его давнишней мечтой – с тех пор, как он много лет назад вошёл в театр со служебного входа и прочитал надпись на мемориальной доске о том, что Чайковский присутствовал здесь при постановке «Пиковой дамы». Кандидатура же режиссёра-постановщика – народного артиста России Александра Тителя, худрука и главного режиссёра оперной труппы Московского театра им. Станиславского и Немировича-Данченко – была определена ещё два года назад.

 

Свою трактовку оперы Александр Титель назвал «ни классической, ни авангардной». «Одесская публика не очень привыкла к оперному авангарду, и не стоит, как писал Иван Соллертинский, «подавать «Пиковую даму» дыбом». Я хотел сделать спектакль, который рассказывал бы и о нас сегодняшних, и о временах Пушкина и Чайковского. Мне хотелось соединить три века Петербурга – «золотой», «серебряный» и воспоминания о недавних днях. Вы увидите какие-то детали в костюмах, фрагменты в постановке, которые приближают этот спектакль к нашему времени. Будут и XVIII, и XIX век», – объяснил он свой замысел.

«В спектакле Тителя практически нет головоломок: это не ребус для интеллектуалов, но живой театр, где главенствует чувство, эмоция, порыв, одержимость – то есть все необходимые компоненты оперы Чайковского. Основные ходы режиссуры читаются свободно, заставляя зрителя погрузиться в удивительный мир оперы, сопереживать её героям – такие качества сегодня редко попадаются на оперной сцене, где господствуют ничего не дающие ни уму, ни сердцу заковыристые загадки. Постановка Тителя счастливо избегает этой моды, давая собой прекрасный образ именно музыкальной режиссуры», – написал после премьеры музыкальный обозреватель Александр Матусевич (Москва).

 

«Премьера «Пиковой дамы» на одесской сцене отнюдь не стала очередной банальной иллюстрацией классического произведения. Театр, сохранив профессиональные каноны, предложил ценителям оперы современное прочтение и Чайковского, и Пушкина», – поделилась своими впечатлениями журналистка Марина Некрасова из «Одесского вестника».

 


Конечно же, в минувшем году мы радовали зрителей не только перечисленными премьерами. Было дано и множество концертов как на основной, так и на камерной сцене, прошли выступления звёзд мирового уровня, бенефисы артистов нашей труппы – не станем утомлять читателя перечислением всех знаковых событий. Пообещаем в 2014 году преподнести своим зрителям множество приятных сюрпризов. И надеемся, что в декабре посетители нашего сайта и страничек театра в соцсетях также примут участие в подведении итогов.

Ждём вас на премьерах нового года!  

В статье использованы фотографии Николая Вдовенко, Юрия Литвиненко, Олега Владимирского и Тамары Каганович